30 августа в нашем университете состоялось расширенное заседание Ученого совета, на котором с докладом «О результатах работы за 2023-2024 учебный год и задачах на новый учебный год» выступил исполняющий обязанности ректора ВГУИТ Николай Иванович Репников.
Презентация руководителя была посвящена особенностям развития всех сфер жизни вуза – от образования и науки и профориентации до выстраивания партнерских отношений с реальным сектором экономики. Была отмечена важность утвержденной в отчетный период времени Министерством науки и высшего образования Российской Федерации актуализированной Программы развития ВГУИТ на 2023-2032 гг.
Программа определяет стратегию и основные приоритеты совершенствования всех направлений деятельности ВГУИТ как отраслевого университета национального значения с опережающей подготовкой элитных инженерных кадров для индустрии 4.0 и широкими возможностями для исследовательской и внедренческой деятельности в интересах технологического суверенитета и продовольственной независимости Российской Федерации.
«В ней мы взяли на себя обязательства провести трансформацию ключевых направлений нашей деятельности и выйти на качественно новый уровень функционирования университета с современной инфраструктурой, уникальными образовательными программами, передовыми исследовательскими центрами и широким спектром социальных услуг для обучающихся и сотрудников, с особым учетом потребностей наших молодых коллег», – подчеркнул в докладе Николай Иванович.
Ключевые векторы развития ВГУИТ, отмеченные в ходе выступления исполняющего обязанности ректора, - это модернизация инженерного образования в тесном сотрудничестве с индустриальными партнерами, рыночная фокусировка научно-исследовательских и конструкторских работ, выполняемых университетом, реализация стратегического проекта «Прогрессивные инженерные школы ВГУИТ» как драйвера системных институциональных изменений на пути усиления конкурентоспособности вуза в национальном и международном научно-образовательном пространстве.
Николай Иванович отметил рост интереса абитуриентов и бизнес-партнеров к Прогрессивным инженерным школам ВГУИТ в этом году. Проект интегрирован в Программу развития университета, одобренную и на уровне губернатора Воронежской области Александра Викторовича Гусева.
«Отмечены новые подходы во взаимодействии университета с индустриальными партнерами в интересах регионального развития и есть особый акцент на практико-ориентированность обучения, индивидуальные образовательные траектории, синхронизацию подготовки инженерных кадров новой формации с потребностями каждого конкретного предприятия Воронежской области. Именно этот посыл и заложен в наших Прогрессивных инженерных школах», – поделился Николай Иванович.
Благодаря инициированному проекту «Прогрессивные инженерные школы ВГУИТ» в университет удалось привлечь 78 стипендий для студентов ПИШ, размер выплат от индустриальных партнеров проекта – 10 тысяч рублей.
Положительная динамика развития ВГУИТ в прошедшем учебном году позволила университету переместиться в Национальном рейтинге университетов Международной информационной группы «Интерфакс» сразу на 13 позиций вверх – с 187-189 места в 2023 году на 176-е – в 2024 году. В национальном агрегированном рейтинге 2024 года университет перешел из 3 лиги во вторую, сохранив присутствие образовательных программ по 4 укрупненным группам направлений подготовки в первой лиги Предметного национального агрегированного рейтинга.
Впервые ВГУИТ вошел в премьер-лигу в рейтинге мониторинга качества подготовки кадров образовательных организаций, реализующих программы СПО, при этом заняв 1-е место по количеству баллов среди воронежских вузов.
Университет был награжден в отчетном году дипломом Лауреата регионального смотра-конкурса «Воронежское качество»-2024 в номинации «Услуги в системе высшего образования» и имеет теперь возможность принять участие в соответствующем конкурсе федерального уровня, что говорит о высоком качестве предоставляемых ВГУИТ образовательных услуг.
Успешно был пройден вузом аккредитационный мониторинг по 14 образовательным программам высшего образования и среднего профессионального образования, а также независимая оценка качества образования по оценочным материалам Рособрнадзора.
Отмечен в докладе рост контингента обучающихся на отдельных направлениях специалитета, программах среднего профессионального образования и программах подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре.
В докладе были представлены особенности приемной кампании этого года. Так, общее число заявлений, поданных абитуриентами по всем уровням подготовки, превысило 14,3 тысяч (для сравнения в 2023 году их число составляло 13,1 тысяч заявлений), число регионов Российской Федерации, представленных абитуриентами 2024 года, возросло до 68, при этом «новыми» с географической точки зрения для университета явились 16 регионов, в их числе Санкт-Петербург, Томская область, Камчатский край и др. Вырос также и средний балл у абитуриентов, поступивших в университет по результатам ЕГЭ. Он составил 65,06 балла, увеличившись по сравнению с 2023 годом практически на 2 балла. Общее количество лиц, зачисленных на обучение в университет по итогам приемной кампании 2024 года на 30.08.2024 составило 2491 человек (рост по сравнению с 2023 годом на 458 человек или на 18 %), том числе в рамках КЦП – 1120 человек (рост по сравнению с прошлым годом на 80 человек или 7 %) и на платной основе – 1371 человек, что превысило показатель прошлого года на 378 человек или в процентном выражении 27,5%. Благодаря росту количественных показателей набора первокурсников удалось переломить отрицательную динамику общего числа зачисленных во ВГУИТ на обучение абитуриентов, обозначившуюся в 2023 году.
«Также отмечу, что особенностью приемной кампании 2024 года являлась активная подача заявлений на поступление в университет через Госуслуги, которой воспользовались более 50 % абитуриентов. 26 % абитуриентов поступили к нам по результатам внутренних вступительных испытаний, среди них дети участников СВО и ветераны боевых действий, число которых в этом году составило 22 человека, а всего таких студентов у нас сегодня 128 человек», – подытожил итоги приемной кампании 2024 года Николай Иванович.
В прошедшем учебном году продолжилось развитие ВГУИТ как цифрового университета. Этому особое внимание уделялось совершенствованию цифровой экосистемы, разработке новых подходов к управлению данными с использованием цифровых технологий, модернизации официального сайта университета в плане дизайна и наполнения контентом, в том числе по линии разделов «Сведения об образовательной организации», «Абитуриенту», расписания экзаменов и занятий, кафедральных и факультетских страниц и др. Благодаря проведенной работе увеличилась посещаемость сайта ВГУИТ по сравнению с 2023 годом на 12 %.
В рамках выступления была затронута одна из ключевых тем – трудоустройство выпускников. Здесь по итогам учебного года наблюдается рост по всем ключевым параметрам, а доля занятых выпускников 2024 года по прогнозным оценкам к концу года должна достигнуть 98 %.
В университетской системе ДПО в отчетный период времени реализовывалось 80 дополнительных профессиональных программ. Контингент обучающихся в 2023 г. составил 1572 человека. Объем привлеченных средств составил 19,4 миллиона рублей. Кафедрами-лидерами в реализации программ ДПО по итогам прошедшего учебного года были признаны: кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики; экономической безопасности и финансового мониторинга; машин и аппаратов пищевых производств; промышленной экологии и техносферной безопасности и факультет СПО.
Объем привлеченных средств из всех источников на НИОКР составил в 2023 году 128,24 млн рублей. Объем НИОКР на 1 НПР составил 436,2 тыс. рублей, что более чем в 3 раза превышает медианное значение данного показателя по Российской Федерации. Лидерами среди факультетов ВГУИТ в привлечении НИОКР, как и годом ранее, остаются технологический факультет и факультет экологии и химической технологии.
Отдельно была отмечена высокая активность обучающихся по линии студенческого технологического предпринимательства. Так, на конкурс «Студенческий стартап» Фонда содействия инновациям с объемом финансирования 1 млн. рублей в год от студентов ВГУИТ было подано 14 заявок, из которых пять были поддержаны, 9 ребят вышли в отчетный период в финальную часть конкурса «У.М.Н.И.К.». В текущем году работа по развитию студенческого предпринимательства во ВГУИТ будет продолжена, в том числе посредством запуска внутриуниверситетского конкурса «У.М.Н.И.К. ВГУИТ» в полной аналогии с конкурсом «У.М.Н.И.К.» Фонда содействия инновациям. Положение о данном конкурсе в настоящее время разрабатывается.
В выступлении было отмечено, что на современном этапе развития российского общества всё больше возрастает роль университетов как центров патриотического и культурно-нравственного воспитания обучающихся.
«И наш университет, я считаю, очень хорошо справляется с этой своей миссией, о чем свидетельствует вхождение ВГУИТ в двадцатку лучших вузов страны согласно мониторингу Минобрнауки России, оценивавшему эффективность реализации молодежной политики и воспитательной деятельности в российских университетах, при этом среди воронежских университетов мы вышли на 1 место», – отметил Николай Иванович.
В общей сложности в течение отчетного периода проведено более 250 мероприятий по 14 направлениям воспитательной деятельности, в которых приняло участие более 6000 студентов.
Особое внимание в отчетный период уделялось мероприятиям в поддержку бойцов в зоне специальной военной операции, по противодействию идеологии экстремизма, национализма, по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию, развитию добровольческой деятельности, в которые в общей сложности было вовлечено порядка 2,5 тысяч студентов.
ВГУИТ усилил свои позиции как важный элемент экосистемы молодежной политики Воронежской области, выступив соорганизатором 7 крупных региональных и федеральных проектов, инициатором и администратором координационной площадки руководителей психологических служб вузов региона.
В университете сформирована и апробирована новая структура органов студенческого самоуправления. Из числа наиболее активных обучающихся образовано Студенческое собрание советников ректора ВГУИТ. Заседания проходят ежемесячно и с участием исполняющего обязанности ректора. На них обсуждаются предложения по развитию университета. Одной из свежих инициатив ребят, например, можно считать проект по благоустройству университетского яблоневого сада.
В докладе руководителя вуза также отмечено, что в общей сложности в 30 студенческих объединениях ВГУИТ сегодня состоят более 1000 обучающихся.
За высокие показатели в учебе, активное участие в жизни университета в 2023-2024 учебном году 23 студента, в том числе 4 студента факультета СПО и 1 аспирант, были удостоены именных стипендий, в том числе 7 стипендий Президента Российской Федерации и 16 стипендий Правительства России.
В выступлении также были рассмотрены вопросы кадрового менеджмента, финансового и ресурсного обеспечения университета.
В заключение были обозначены стратегические ориентиры и приоритетные задачи на 2024-2025 учебный год.
Так, в образовательной сфере особое внимание планируется уделить созданию единой образовательной среды в рамках созданных Прогрессивных инженерных школ ВГУИТ и посредством интеграции образовательных программ среднего профессионального, высшего и дополнительного образования по всем направлениям подготовки, разработке и внедрению прогрессивной модели профессиональной навигации совместно с индустриальными партнерами и школами Воронежской области, расширению перечня программ ДПО для повышения профессионального уровня преподавателей и сотрудников ВГУИТ;
в научно-исследовательской и инновационной деятельности – усилению фокусировки НИОКР под запросы профильных отраслей российской индустрии, формированию новых фронтирных научных направлений, увеличению числа перспективных научных лабораторий и центров в интересах технологического развития страны и региона, повышению эффективности деятельности аспирантуры и диссертационных советов ВГУИТ, поддержке студенческого технологического предпринимательства;
в сфере молодежной политики и воспитательной деятельности – совершенствованию условий для формирования национально-культурной идентичности, развития высоконравственной личности, разделяющей традиционные российские духовные ценности, повышению эффективности системы студенческого самоуправления, созданию наиболее оптимальных условий для самореализации обучающихся, обеспечению поддержки их социально ориентированных инициатив и творческих проектов, формированию у студентов проектных и лидерских компетенций.