К наиболее распространенным видам дистанционных мошенничеств относятся:
– «фарминг» – процедура скрытого направления на ложный IP-адрес, то есть направление пользователя на фиктивный веб-сайт, чаще всего используемый для приобретения товаров и услуг (ozon.ru, avito.ru, aliexpress.ru, joom, biglion, купинатор, кассир.ру, билетер, сайты по продаже билетов на ж/д и авиатранспорт и др.);
– «двойная транзакция» (при оплате товаров и услуг продавец сообщает об ошибке, предлагает повторить операцию, а в дальнейшем денежные средства списываются дважды по каждой из проведенных операций)
– «траппинг» (манипуляции с картридером банкоматов, позволяющие либо не возвращать карту владельцу, либо списывать все данные карты для дальнейшего их использования).
Основные схемы телефонного мошенничества:
1. Обман по телефону.
Звонок сотрудника банка – когда неизвестный представляется сотрудником службы безопасности какого-либо банка и
сообщает, что с Вашего банковского счета происходят операции по несанкционированному списанию денежных средств, и в
целях безопасности счета предлагает перевести сбережения на «резервный» или «безопасный» счет. Распространены случае
сообщения информации об оформлении на Вас кредита и необходимости пройти в приложении онлайн-Банка по определённой
ссылке для его аннулирования (выполнить иные инструкции).
Звонок сотрудника правоохранительных органов – когда неизвестный представляется сотрудником полиции, следователем
и т.д. и сообщает, что проводится спецоперация по поимке мошенников и для этого необходимо перевести деньги на
«специальный» счет. При этом требует не звонить в банк, так как сотрудники банка заодно с мошенниками.
Ваш родственник, либо близкий человек попал в беду (например, машиной сбил человека или обвиняется в совершении
преступления), и задержан сотрудниками полиции, и неизвестный сообщает, что для освобождения необходимо перевести на
счет денежные средства либо для примирения с пострадавшим либо в качестве взятки сотрудникам полиции. Возможны
варианты, при которых в разговоре может принять участие якобы сотрудник полиции, который будет подтверждать сказанное.
ВАЖНО: Это звонят мошенники (несмотря на то, что определившийся на телефоне номер может соответствовать номеру
телефона банка или правоохранительных органов, зачастую – Московского региона (499, 495… и т.д.), так как при помощи
специальных устройств мошенники меняют номера на абсолютно любой номер – так называемые подменные номера), сотрудники
банков никогда не звонят своим клиентам, и тем более, никогда не требуют переводить с личного счета деньги.
Представители правоохранительных органов могут звонить только для вызова в помещения правоохранительных органов с
целью получения объяснений, истребования документов по находящимся в производстве уголовным делам и материалам
проверок.
При поступлении такого звонка необходимо прервать разговор и перезвонить тому, о ком идет речь, либо в указанный
государственный орган или кредитную организацию для перепроверки информации.
2. Обман при покупке (продаже) товара на интернет сайтах.
Предоплата за несуществующий товар – подается объявление на востребованный товар с привлекательной ценой (ниже рыночной) с приложением ненастоящих фотографий. В ходе общения «продавец» уклоняется от встречи ввиду житейских причин (нет времени, занятость на работе, удаленность расположения) и предлагает оплатить товар безналичным платежом с гарантированной последующей доставкой через курьера, но после получения денег, продавец- мошенник перестает выходить на связь.
Оплата муляжа по почте наложенным платежом – злоумышленник пытаются вначале заполучить предоплату на доверии, если не получается, то предлагают получить заказ на
Покупатель спрашивает номер карты и код из СМС – по Вашему объявлению о продаже товара в интернете Вам позвонил покупатель и попросил сообщить реквизиты банковской карты (предварительно выяснив номер телефона к которому привязана карта) и смс-код, чтобы перевести деньги, якобы это нужно для банковского перевода. На самом деле это мошенник, который пытается войти в личный кабинет онлайн-банка и списать все деньги с Вашего счета.
ВАЖНО: Оплачивайте товар только после его получения и проверки и не отправляйте деньги в качестве залога (задатка). Для перевода денежных средств достаточно номера телефона и другой дополнительной информации не требуется.
3. Телефонные вирусы.
Очень часто используется форма мошенничества с использованием телефонных вирусов. На телефон абонента приходит сообщение следующего вида: «Вам пришло MMS-сообщение. Для получения пройдите по ссылке…». При переходе по указанному адресу на телефон скачивается вирус и происходит списание денежных средств с вашего счета.
Другой вид мошенничества выглядит так. При заказе какой-либо услуги через якобы мобильного оператора или при скачивании мобильного контента абоненту приходит предупреждение вида: «Вы собираетесь отправить сообщение на короткий номер …, для подтверждения операции, отправьте сообщение с цифрой 1, для отмены с цифрой 0». При отправке подтверждения, со счета абонента списываются денежные средства. Мошенники используют специальные программы, которые позволяют автоматически генерировать
ВАЖНО: Не следует звонить по номеру, с которого отправлен SMS – вполне возможно, что в этом случае с Вашего телефона будет автоматически снята крупная сумма и переходить по сомнительным ссылкам.
4. Ошибочный перевод средств.
Абоненту поступает SMS-сообщение о поступлении средств на его счет, переведенных с помощью услуги «Мобильный перевод». Сразу после этого поступает звонок и мужчина (или женщина) сообщает, что ошибочно перевел деньги на его счет, при этом просит вернуть их обратно тем же «Мобильным переводом». В действительности деньги не поступают на телефон, а человек переводит свои собственные средства. Если позвонить по указанному номеру, он может быть вне зоны доступа. Кроме того, существуют такие номера, при осуществлении вызова на которые с телефона снимаются все средства.
ВАЖНО: Если Вас просят перевести якобы ошибочно переведенную сумму, напомните, что для этого используется чек. Отговорка, что «чек потерян», скорее всего, свидетельствует о том, что с Вами общается мошенник.
Мошенничества с банковскими картами
Банковская карта – это инструмент для совершения платежей и доступа к наличным средствам на счёте, не требующий для
этого присутствия в банке. Но простота использования банковских карт оставляет множество лазеек для мошенников.
При проведении операций с картой пользуйтесь только теми банкоматами, которые расположены в безопасных местах и
оборудованы системой видеонаблюдения и охраной: в государственных учреждениях, банках, крупных торговых центрах и т.д.
Совершая операции с пластиковой картой, следите, чтобы рядом не было посторонних людей. Набирая ПИН-код,
прикрывайте клавиатуру рукой. Реквизиты и любая прочая
Обращайте внимание на картоприемник и клавиатуру банкомата.
Если они оборудованы какими-либо дополнительными устройствами, то от использования данного банкомата
В случае
некорректной работы банкомата – если он долгое время находится в режиме ожидания или самопроизвольно перезагружается –
откажитесь от его использования. Велика вероятность того, что он перепрограммирован злоумышленниками.
Как обезопасить себя от мошенников:
1. Проверяйте информацию, полученную в ходе телефонного разговора и интернет переписки с неизвестными (они могут
представляться сотрудниками правоохранительных органов, представителями кредитных организаций).
2. Установить на телефон (компьютер) современное лицензированное антивирусное программное обеспечение.
3. Не устанавливайте и не сохраняйте без предварительной проверки антивирусной программой файлы, полученные из
ненадежных источников: скачанные с неизвестных сайтов, присланные по электронной почте (подозрительные файлы лучше
сразу удалять).
4. Используйте пароли не связанные с Вашими персональными данными.
5. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте реквизиты своих банковских счетов (карт), пароли и другую
персональную информацию.
6. Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.
7. По всем возникающим вопросам обращаться в банк, выдавший карту.
8. Не выполнять никаких срочных запросов к действию, в том числе по установке каких бы то ни было приложений.
9. Не переходить ни по каким ссылкам, которые приходят на e-mail или по SMS.
10. Обращать на все сообщения от банка (например, если они содержат грамматические ошибки).
11. Не перезванивать по номерам которые приходят на e-mail или по SMS.
12. Перепроверяйте подлинность интернет-сайтов, на которых осуществляете заказ товара.