Воронежский государственный
университет инженерных технологий

 

      

Обучение >> Образовательные проекты >>

Проект
«Внедрение элементов дуального обучения
в образовательный процесс по УГС СПО «Химические технологии»

Формирование программы по направлению подготовки «Химическая технология» с внедрением элементов дуального обучения позволит в перспективе интегрировать достижения в образовании в другие образовательные программы, а так же в международное образовательное пространство, где развитие профессиональных кадров тоже востребовано.

Проект направлен на создание программы образования с внедрением элементов дуального обучения в образовательный процесс, что позволит реализовать современные подходы оценки образования, а также достигнуть объективности в оценке качества образования. Поэтому эффективность проекта будет реализовываться с помощью экспертных оценок: 1 - отзывы обучающихся по программе; 2 - отзывы преподавателей, осуществляющих дуальное обучение.

Общее административное и научное руководство проектом осуществляет Ректор ФГБОУВПО ВГУИТ, д.т.н., профессор Чертов Евгений Дмитриевич.

Задачи государственной политики в сфере образования, сформулированные в основополагающих документах, на решение которых направлен проект организации-заявителя

Модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения (Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р), Подпрограмма 1 "Развитие профессионального образования")

«Приоритетом является решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, которому будет способствовать: внедрение образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение "на рабочем месте"»

Инновационные механизмы в той или иной сфере образования на федеральном или международном уровнях, которые будут разработаны в результате реализации проекта:

  • Государственно-частное партнерство
    • Для обеспечения своевременной актуализации содержания образования в соответствии с требованиями рынка труда и практической ориентации обучения целесообразно применять механизм государственно-частного партнерства в части:
    • создания структурных подразделений профессиональных образовательных организаций на предприятиях, развития моделей обучения на рабочем месте;
    • заключения образовательными организациями концессионных соглашений для размещения оборудования предприятиями на отдельных площадях образовательных организаций;
    • разработки новых и обновления действующих модульных образовательных программ;
    • реализации сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в сетевую структуру);
    • развития практики целевой подготовки обучающихся в профессиональных образовательных организациях;
    • субсидирования процентных ставок субъектам, инвестирующим заёмные средства в развитие инфраструктуры подготовки рабочих кадров;
    • реализации схемы финансирования подготовки кадров на основе индивидуальных образовательных сертификатов;
    • развития механизмов и инструментов профессионально-общественной аккредитации и независимой оценки качества подготовки обучающихся и выпускников.
  • Внедрение элементов дуального обучения
    • Дуальное обучение направлено на разрешение противоречий и установление глубокой взаимосвязи между теорией и практикой при подготовке квалифицированных специалистов. Основой перехода на дуальное обучение в рамках технического образования на уровне среднего профессионального образования является подготовка квалифицированных специалистов на высоком уровне овладевших профессиональными навыками конкретной рабочей специальности. Такая подготовка включает изучение теоретических основ в рамках классического образования и приобретение практических навыков и умений в условиях конкретного предприятия. Дуальное обучение предполагает решение конкретных задач по обеспечению специалистами с перечнем знаний и умений, разработанными совместно образовательными учреждениями и ведущими промышленными предприятиями, для реального сектора экономики. Главным результатом внедрения дуального обучения станет ежегодный выпуск специалистов, реализующих на территории России конкурентоспособные на мировом рынке высокотехнологичные предпринимательские проекты, апробированные в реальных условиях предприятий параллельно с практическим обучением студентов. Данный результат поможет решать задачи по инновационному развитию экономики, сформулированные Правительством РФ.
  • Сертификация выпускников профессионального обучения
    • Одной из важнейших задач системы профессионального образования является повышение качества подготовки студентов до уровня ожиданий работодателей и требований рынка труда. Основным инструментом контроля уровня подготовленности специалистов является независимая сертификация квалификации выпускников объединениями работодателей и общественными организациями с выдачей соответствующих сертификатов. Сертификация выпускников среднего профессионального обучения с привлечением отечественных и зарубежных организаций, а также центров сертификации позволит квалифицированным специалистам быть востребованным на рынке труда.

Основные риски проекта и пути их минимизации

Описание Способ преодоления
Недостаточное бюджетное финансирование запланированных работ Использование механизма государственно-частного партнерства.
Привлечение к финансированию предприятий-партнеров.
Несоблюдение (затягивание) сроков исполнения и согласования Создание рабочей группы по реализации проекта с привлечением представителей предприятий-партнеров и администрации региона.
Проведение систематических плановых рабочих встреч и совещаний с привлечением заинтересованных сторон.
Отсутствие современного оборудования в учебном заведении Создание базовых кафедр и проведение производственного обучения на предприятиях-партнерах.
Обучение студентов по индивидуальным траекториям (в том числе с разным набором дисциплин и на разных предприятиях).
Несоответствие квалификации мастеров, преподавателей требуемому уровню Повышение квалификации мастеров, преподавателей.
Привлечение сторонних специалистов на договорной основе.
Несоответствие процесса обучения требованиям дуальной системы Экспертиза основных образовательных программ с привлечением представителей предприятий-партнеров.
Проведение общественно профессиональной аккредитации образовательных программ.
Недостаточная мотивация участников обучения Отбор участников с высокой мотивацией.
Осуществление целевой подготовки участников обучения.
Несоответствие доходов населения и стоимости обучения Использование механизмов образовательного кредитования.
Отсутствие инструментов оценки реального уровня компетенций и квалификации выпускника Создание центров оценки и сертификации квалификации.

Источники и объемы финансирования

Областной бюджет - 10 млн. рублей.

Внебюджетные средства - 4 млн. рублей.

Средства работодателя - 6 млн. рублей.

Направления расходов (по годам)

Мероприятия по созданию учебно-методического обеспечения:

2014 год - 100 тыс. рублей; 2015 год - 200 тыс. рублей; 2016 год - 300 тыс. рублей; 2017 год - 400 тыс. рублей. Итого 1 млн. рублей.

Мероприятия по обеспечению учебного процесса:

2014 год - 1 млн. рублей; 2015 год - 3 млн. рублей; 2016 год - 3 млн. рублей; 2017 год - 3 млн. рублей. Итого 9 млн. рублей.

Модернизация материально-технической базы:

2014 год - 500 тыс. рублей; 2015 год - 1 млн. рублей; 2016 год – 1,5 млн. рублей; 2017 год – 2 млн. рублей. Итого 5 млн. рублей.

Реклама, конференции, совещания:

2014 год - 600 тыс. рублей; 2015 год - 800 тыс. рублей; 2016 год - 800 тыс. рублей, 2017 год - 800 тыс. рублей. Итого 3 млн. рублей.

Мероприятия по сертификации и системе менеджмента качества:

2014 год - 200 тыс. рублей; 2015 год - 500 тыс. рублей; 2016 год - 500 тыс. рублей, 2017 год - 800 тыс. рублей. Итого 2 млн. рублей.